Энди Уорхол – человек-легенда

By andy-warhol.ru | Июль 12, 2011

andy warhol ЭНДИ УОРХОЛ – одна из самых известных и противоречивых фигур в искусстве второй половины ХХ столетия. Его работы стали олицетворением триумфа и коммерческого успеха американского поп-арта. Художник, скульптор, дизайнер, режиссер, продюсер, писатель, коллекционер, он стал воплощением ренессансной идеи "homo universale" в эпоху массовой культуры. Даже свою жизнь художник превратил в произведение искусства, ежеминутно создавая новые и новые мифы о "легендарном Энди Уорхоле".

Энди Уорхол родился в 1928 году в Питсбурге в семье словацких эмигрантов. После окончания художественного факультета Технологического института Карнеги, он переезжает в Нью-Йорк. Как и многие художники поп-арта, Уорхол начал свою карьеру как художник рекламы. Он оформляет витрины, делает открытки и плакаты. Работа в журналах "Vogue" и "Harper’s Bazaar" и реклама обувной компании И. Миллера принесла ему небывалый успех. Уже к середине 1950-х годов художник зарабатывал около ста тысяч долларов в год; однако, он мечтал о "высоком искусстве".

В начале 1960-х годов Уорхол сделал первые карандашные рисунки с изображением долларовых банкнот. Идея этих произведений была подсказана художнику одним из арт-дилеров. Примерно в это же время появляются и работы с изображением банок супа Campbell’s. Выставка этих работ в нью-йоркской галерее Стабл, состоявшаяся в 1962 году, стала настоящей сенсацией.
С 1962 года для создания своих произведений Уорхол стал применять технику шелкографии, дававшую возможность бесконечно повторять одни и те же образы. Монотонное повторение становится характерной чертой его творчества – бесконечные ряды бутылок кока-колы сменяются портретами Мерилин Монро, Лиз Тейлор, Элвиса Пресли.
На протяжении многих лет изменяются только сюжеты и цветовые фильтры, сам принцип сохраняется. "Я хочу быть машиной, – говорил художник. – Я хочу, чтобы все мыслили одинаково". Воплощая эту идею, Уорхол воспроизводит на своих картинах обезличенные фотографии из газет и журналов. Сцены катастроф, массовых отравлений, уличных беспорядков, увиденные множество раз, утрачивают силу своего воздействия, не вызывая у зрителя никаких чувств, кроме скуки и безразличия. Эту позу циничного наблюдателя, художник неоднократно демонстрировал и в жизни.
Использование тиражной техники шелкографии позволило Уорхолу и его помощникам организовать настоящее "производство" современного искусства. Всего за два года, с 1962 по 1964, на Фабрике, так художник называл свою мастерскую, было создано более двух тысяч работ. Хотя в 1965 году Энди Уорхол объявил себя "художником в отставке", отдав предпочтение работе в экспериментальном кино, занятий живописью он не прекратил до конца своей жизни.

Marisol and Andy Warhol in front of the Empire State Building (1965) 
Marisol and Andy Warhol in front of the Empire State Building (1965)

Уорхол – один из немногих кинорежиссеров американского андерграунда, чье имя известно широкой публике. В его первых фильмах, таких как "Сон" (1963) и "Эмпайр" (1964), принцип повторения приобретает почти гипнотический эффект. Единственный образ – ночной вид Эмпайр-Стейт-Билдинг или спящего человека – проецируется на экран в течение многих часов практически без изменений при полном отсутствии звука. Хотя в более поздних фильмах, созданных в середине 1960-х годов, появляется сюжет (чаще всего эротического содержания), позиция автора как беспристрастного наблюдателя сохранится на протяжении всего творчества. В 1969 году Уорхол создал первый игровой фильм "Плоть", за которым последовал "Мусор" (1970). И в самих фильмах, и в процессе их создания присутствовал значительный элемент пародии на коммерческое кино. В период с 1966 по 1968 год Уорхол снял несколько фильмов с участием группы "Velvet Underground". Художник выступил продюсером нескольких альбомов этой группы и выполнил дизайн обложки первого диска. В 1980 году Уорхол решает организовать собственное телевидение. Он разработал проект нового кабельного канала (Andy Warhol’s TV) и стал его директором.
Не менее разнообразна и литературная деятельность художника. Несколько лет с 1969 года под его руководством издавался знаменитый журнал "Интервью". Первый роман Уорхола "а", состоящий из записи телефонных разговоров на Фабрике, был опубликован в 1968 году. В 1975 году увидела свет книга "Философия Энди Уорхола. От A до B и наоборот". Последней вышедшей при жизни художника стала его работа "Попизм: Уорхол в 60-е" (1980). Знаменитые "Дневники" Энди Уорхола были изданы в 1989 году, уже после смерти художника. В 1968 году в своей мастерской Уорхол был тяжело ранен выстрелом феминистки Валери Соланас, единственного члена Общества уничтожения мужчин. Это трагическое событие укрепило "легендарный" статус художника. Сама личность Уорхола, созданный им имидж супер-звезды стали интересовать публику гораздо больше, чем его творчество. Уорхол охотно превращает свое имя в популярную торговую марку. В 1986 году портреты от Уорхола предлагались среди других товаров в рождественском каталоге магазинов Нейман-Маркус ("Стань звездой с Энди Уорхолом"). Энди Уорхол умер в 1987 году и был похоронен в родном Питсбурге. На поминальной службе в соборе Св. Патрика в Нью-Йорке присутствовало около двух тысяч человек. Свое состояние, оценивающееся в сто миллионов долларов, художник завещал своему фонду для помощи художественным организациям.

Александра Данилова,
научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина

Источник: www.gif.ru/warhol/biogr.htm

Из рубрики: Биография Энди Уорхола | Комментарии отключены

На этом сайте чаще всего смотрят:

Самые новые записи:

Это тоже интересно:

Сантехник спб срочный вызов на дом недорого: сантехник вызов на дом недорого спб.
Энди Уорхол - видеозаписи

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Наши контакты

Рекомендованная литература