Женская живопись

By andy-warhol.ru | Июль 4, 2014

Принимая во внимание связь станковой живописи с традицией, с мужским (маскулинным) началом и с модернистской историей искусства, не стоит удивляться, что в поисках способа добиться «равнопредставленности», покончить со своим неучастием в этой истории, художницы принялись вырабатывать практические приемы, выводя их из самой идеи женственности (фемининности). С первых дней зарождения контркультуры этот поиск исходил из той предпосылки, что «женственное» существует. Было высказано мнение (например, в работах Ширли Канеда), что абстрактная женская живопись имеет мало общего (или вообще ничего) с изображением вагины (у Ханны Вильке, Джуди Чикаго) или с разработкой и развитием ремесел (у Фэйт Рингголд, Джойс Козлофф). Женской живописи с этой точки зрения следует попытаться четко сформулировать забытые, униженные и даже опороченные свойства женственного, причем безо всякого чувства вины. Ей следует объять собой зыбкое и неустоявшееся (женское), а не суммированное и сбалансированное (мужское). Следует приветствовать такие черты, как интуиция или пассивность, а не страдать от них. Следует связывать способ изготовления работы с телом (женское), а не только с одним умом (мужское). Следует настаивать на тех критериях оценки, которые соответствуют каждой картине в отдельности, а не скопом. Стремиться к прибавлению, а не вычитанию. К возвышенному идти через чувственное (женское), а не через снижение, геометрию или отрицание (все мужское). Лишь изредка запрещать или завершать, оставляя незавершенным. И наконец, женская живопись должна настаивать на том, что написание картины есть производное не пола художника, а ценностей, выраженных самой работой.

Следуя той же логике, можно отнести к женским и сравнительно недавние картины Филипа Таафе: они бросают вызов упрощенным вкусам «мужского» искусства, настаивая на том, что своеволие и декоративность — это ценности, в мужской эстетике не имеющие, так сказать, устойчивой цены. Изысканные решетки Агнес Мартин также женственны, поскольку преобразуют решетки, назойливо присутствующие в мужской модернистской архитектуре, смягчают их, делают отзывчивыми к спокойствию и поэтике. Таким же образом работы Валери Жодон внешне напоминают структуры Сола Ле Витта, но выполнены так, словно она не избегает, а ищет возможности выразить свою индивидуальность и вкус. (Любопытно, что в недавних оценках творчества Ле Витта критики мужского пола, находя его чрезмерно упрощенным и затеоретизированным, разошлись с критикессами, которые видят в его работах последовательный отказ от контроля, — поскольку он пребывает в поисках разнообразия, беспорядка и даже цвета.)

Бpэндoн Tейлoр

Из рубрики: Разное об искусстве | Комментарии отключены

Энди Уорхол - видеозаписи

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Наши контакты

Рекомендованная литература